Не секрет, что потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» вправе по своему выбору: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- или потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- или потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; или потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В случае, если продавец такого товара не удовлетворил требование потребителя в досудебном (добровольном) порядке, потребитель в соответствии со ст. 23 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» вправе требовать с продавца неустойку в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки, а также – штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
Однако, просрочка в требовании потребителя, применяемая для исчисления неустойки, рассчитывается со дня, следующего за днем истечения законного 10-ти дневного срока ответа на претензию потребителя. Чтобы получить неустойку, а также – штраф, потребителю необходимо направить свою претензию по юридическому адресу продавца, дабы избежать злоупотребления правом, на которое безусловно будет ссылаться продавец, а также – обеспечить реальную возможность получения продавцом такой претензии, и, соответственно, реализацию продавцом возможности удовлетворить ее в досудебном порядке.
Как и отмечалось выше, Верховный суд РФ 08.08.2023 года пришел к следующим выводам: «Потребитель не может получить неустойку и штраф. Ведь претензию он направил по адресу нахождения магазина, где он приобрел смартфон. Суд отметил, что это не юридический адрес компании и направление писем туда не обеспечивает их получение. Исходя из этого, апелляция решила, что ответчик был лишен возможности добровольно удовлетворить требования покупателя. В такой ситуации к продавцу нельзя применять штрафные санкции. Верховный суд, поддержав доводы апелляционной инстанции, решил, что потребитель должен направлять претензию на юридический адрес продавца. В противном случае он не сможет получить неустойку и штраф».
Будьте внимательны при направлении претензии. Юридический адрес Продавца всегда можно найти в выписке ЕГРЮЛ, которая находится в открытом доступе на сайте «Федеральной налоговой службы» в разделе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде», для чего достаточно просто ввести полное наименование продавца в поисковую строку. Либо такой адрес в обязательном порядке должен быть указан в самом магазине (торговой точке) на стенде «Информация для потребителя».
- или потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- или потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; или потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В случае, если продавец такого товара не удовлетворил требование потребителя в досудебном (добровольном) порядке, потребитель в соответствии со ст. 23 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» вправе требовать с продавца неустойку в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки, а также – штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
Однако, просрочка в требовании потребителя, применяемая для исчисления неустойки, рассчитывается со дня, следующего за днем истечения законного 10-ти дневного срока ответа на претензию потребителя. Чтобы получить неустойку, а также – штраф, потребителю необходимо направить свою претензию по юридическому адресу продавца, дабы избежать злоупотребления правом, на которое безусловно будет ссылаться продавец, а также – обеспечить реальную возможность получения продавцом такой претензии, и, соответственно, реализацию продавцом возможности удовлетворить ее в досудебном порядке.
Как и отмечалось выше, Верховный суд РФ 08.08.2023 года пришел к следующим выводам: «Потребитель не может получить неустойку и штраф. Ведь претензию он направил по адресу нахождения магазина, где он приобрел смартфон. Суд отметил, что это не юридический адрес компании и направление писем туда не обеспечивает их получение. Исходя из этого, апелляция решила, что ответчик был лишен возможности добровольно удовлетворить требования покупателя. В такой ситуации к продавцу нельзя применять штрафные санкции. Верховный суд, поддержав доводы апелляционной инстанции, решил, что потребитель должен направлять претензию на юридический адрес продавца. В противном случае он не сможет получить неустойку и штраф».
Будьте внимательны при направлении претензии. Юридический адрес Продавца всегда можно найти в выписке ЕГРЮЛ, которая находится в открытом доступе на сайте «Федеральной налоговой службы» в разделе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде», для чего достаточно просто ввести полное наименование продавца в поисковую строку. Либо такой адрес в обязательном порядке должен быть указан в самом магазине (торговой точке) на стенде «Информация для потребителя».