Согласно статистике, одной из главный проблем нашего города остаются бродячие собаки. Случаи нападения таких собак на граждан – не редкость.
Что делать, если Вы подверглись нападению бродячей собаки?
Необходимо незамедлительно вызвать на место нападения скорую помощь, полицию для фиксации данного обстоятельства, либо самостоятельно выяснить точные адрес места нападения и незамедлительно обратиться в травм.пункт.
Медицинская организация, помимо оказания Вам неотложной экстренной помощи, выяснив у Вас причины и обстоятельства получения травмы, обязана самостоятельно передать обращение в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, выяснят, кому принадлежало животное (имелся ли собственник), либо установят, что животное безнадзорное (бродячее).
Окончив лечение, получив необходимые медицинские документы, подтверждающие факт получения Вами травмы, длительность лечения и т.д., а также – документы из правоохранительных органов (как правило, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела), подтверждающие обстоятельства получения Вами травмы, - ДЕЙСТВУЙТЕ!
За бродячих животных ответственность перед Вами будет нести Администрация (орган местного самоуправления).
Разберемся с правовым обоснованием требований о компенсации вреда:
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно преамбуле Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 приведенного закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно пункту 1 статьи 29 закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. п. 91., 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Главы IX. "Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей" органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.
В целях профилактики заражения домашних животных, безнадзорных животных в населенных пунктах, случаев заболеваний среди людей также проводятся мероприятия по иммунизации против бешенства.
Согласно п. 9.5. вышеуказанных Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 13 февраля 2020 года N 83-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Саратовской области" и Постановлением Правительства Саратовской области от 5 сентября 2022 г. N 834-П «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА N 83-П»:
Плановый отлов осуществляется в соответствии с графиком отлова животных на территории городских округов и муниципальных районов соответственно (далее - график). Плановый отлов осуществляется не реже одного раза в квартал. График отлова формируется ежеквартально на основании анализа полученных обращений (сообщений) от граждан, юридических лиц, а также сведений, содержащихся в средствах массовой информации и других общедоступных источниках о местах обитания животных без владельцев.
Внеплановый отлов проводится на основании устных и письменных обращений (сообщений) граждан и юридических лиц. В случае если поведение животного без владельца представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, отлов животных без владельцев производится в течение 24 часов с момента поступления обращения (сообщения).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
При этом, исходя из установленных правил, наличие заявки не является обязательным условием осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных.
Пунктами 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96, ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 года N 23, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года N 54, указанные выше пункты правил не отменены.
Таким образом, основанием возникновения ответственности Администрации является ее бездействие по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Важно помнить, что Вы имеете безусловное право на компенсацию причиненного Вам морального вреда, а также – на возмещение материального ущерба, причиненного нападением безнадзорного животного (например, компенсацию за испорченные вещи).
Будьте внимательны и осторожны, берегите свое здоровье!
Что делать, если Вы подверглись нападению бродячей собаки?
Необходимо незамедлительно вызвать на место нападения скорую помощь, полицию для фиксации данного обстоятельства, либо самостоятельно выяснить точные адрес места нападения и незамедлительно обратиться в травм.пункт.
Медицинская организация, помимо оказания Вам неотложной экстренной помощи, выяснив у Вас причины и обстоятельства получения травмы, обязана самостоятельно передать обращение в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, выяснят, кому принадлежало животное (имелся ли собственник), либо установят, что животное безнадзорное (бродячее).
Окончив лечение, получив необходимые медицинские документы, подтверждающие факт получения Вами травмы, длительность лечения и т.д., а также – документы из правоохранительных органов (как правило, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела), подтверждающие обстоятельства получения Вами травмы, - ДЕЙСТВУЙТЕ!
За бродячих животных ответственность перед Вами будет нести Администрация (орган местного самоуправления).
Разберемся с правовым обоснованием требований о компенсации вреда:
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно преамбуле Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 приведенного закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно пункту 1 статьи 29 закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. п. 91., 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Главы IX. "Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей" органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.
В целях профилактики заражения домашних животных, безнадзорных животных в населенных пунктах, случаев заболеваний среди людей также проводятся мероприятия по иммунизации против бешенства.
Согласно п. 9.5. вышеуказанных Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 13 февраля 2020 года N 83-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Саратовской области" и Постановлением Правительства Саратовской области от 5 сентября 2022 г. N 834-П «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА N 83-П»:
Плановый отлов осуществляется в соответствии с графиком отлова животных на территории городских округов и муниципальных районов соответственно (далее - график). Плановый отлов осуществляется не реже одного раза в квартал. График отлова формируется ежеквартально на основании анализа полученных обращений (сообщений) от граждан, юридических лиц, а также сведений, содержащихся в средствах массовой информации и других общедоступных источниках о местах обитания животных без владельцев.
Внеплановый отлов проводится на основании устных и письменных обращений (сообщений) граждан и юридических лиц. В случае если поведение животного без владельца представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, отлов животных без владельцев производится в течение 24 часов с момента поступления обращения (сообщения).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
При этом, исходя из установленных правил, наличие заявки не является обязательным условием осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных.
Пунктами 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96, ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 года N 23, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года N 54, указанные выше пункты правил не отменены.
Таким образом, основанием возникновения ответственности Администрации является ее бездействие по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Важно помнить, что Вы имеете безусловное право на компенсацию причиненного Вам морального вреда, а также – на возмещение материального ущерба, причиненного нападением безнадзорного животного (например, компенсацию за испорченные вещи).
Будьте внимательны и осторожны, берегите свое здоровье!